Розеола

ДЕТСКАЯ РОЗЕОЛА

Это нетяжелое заболевание детей раннего возраста является одной из частых причин необоснованного (скорее ошибочно-перестраховочного) назначения антибиотиков у малышей грудного возраста. Синонимы болезни-внезапная экзантема, детская экзантема или псевдокраснуха.
Возбудтелем заболевания считается вирус герпеса 6-го типа. Передача вируса происходит в подавляющем большинстве случаев водушно-капельным путем от других детей или лиц, ухаживающих за ребенком (большинство из которых являются носителями вируса).
Как правило, заболевание развивается на 6-м — 18-м месяце жизни, особо часто — во втором полугодии жизни, в период интенсивного роста зубов, а потому вначале часто ошибочно принимается мамами и многими педиатрами за синдром прорезывания зубов — в первые 2-4 дня болезни ребенка беспокоит высокая температура, иногда очень плохо поддающаяся снижению. Очень часто родители, да и некоторые педиатры старшего поколения, незнакомые с данным заболеванием, с целью перестраховки дают /назначают ребенку антибиотик, мотивируя это тем, что «температура высокая уже третий день». При детской розеоле высокая температура может держаться в течение 3-4 дней, а затем внезапно сменяется краснухоподобной сыпью. Самочувствие ребенка нормализуется, ну а сыпь без следа проходит в течение последующих 1-3 дней. Заболевание диагностируется чаще ретроспективно в силу особенностей клинической картины (вначале 2-4 дня высокой и стойкой лихорадки и только затем-появление сыпи при полной нормализации темперауры). Многими педиатрами данное заболевание не диагностируется вообще и он с ним незнакомы из-за необоснованного назначения антибиотиков при любом повышении температуры: в этом случае возникшая сыпь неверно трактуется как «аллергия на антибиотик», а нормализация температуры — как «положительный» эффект от применения лекарства. В случаях «высокой» квалификации педиатр не только не отменяет антибиотик, но и назначает противоаллергический препарат «для прикрытия».
Ключ к постановке правильного диагноза — тщательный осмотр ребенка по органам и системам, включая отоскопию, в сомнительных случаях нелишним будет клинический анализ крови и мочи.
Нашей пациентке (на фото) 10 месяцев и в течение 3-х дней ее мучила высокая температура. При осмотре, который проводился в течении этих трех дней ежедневно, нами не было выялено никаких отклонений, кроме легкой гиперемии зева и незначительного увеличения лимфоузла на затылке (неспецифический признак, но часто встречается в «лихорадочной» фазе заболевания). Увеличение лимфоузлов на затылке возиожно также и при краснухе, однако там другая этапность развития сыпи и болезни вообще, значительно менее выражена лихорадка. Мама ребенка предполагала, что причиной хвори девочки являются растущие зубы (сразу 3), но такое предположение было поставлено под сомнение — как предварительный диагноз была выдвинута детская розеола. Ребенку назначена симптоматическая терапия, категорически отвергнут вариант с назначением антибиотика, так как при осмотре по органам и системам не было установлено показаний для его применения. К концу третих суток температура тела резко упала, на туловище, а затем и других участках кожного покрова появилась характерная экзантема (на фото).
Заболевание не имеет тяжелых последствий, но портит нервы и родителям, и педиатрам. Выздороление спонтанное.